Храм в честь Преображения Господня в д. Комотово


Иерей Михаил Лойко
Скидельское благочиние
Д. Комотово
231766 Гродненская обл., Гродненский р-н, д. Комотово
+375 29 783 66 85
ВС и Двунадесятые праздники в 9:00
Собеседования: по договоренности

Xрам Преображения Господня д. Комотово Гродненского района был освящен в 1847 году. Землю на берегу р. Нёман выделил для строительства князь Четвертинский. По преданию подвигло его на это благое дело следующее обстоятельство: затонула принадлежащая ему баржа с пшеницей для продажи. Вместе с храмом были построены дом для настоятеля, дом для диакона и воскресная школа. Приход имел 126 десятин пахотной земли.
По словам местных жителей д. Комотово до революции была очень многолюдной. В начальной школе в 1903 году училось 110 детей. Сейчас д. Комотово практически вымершая деревня (8 жилых домов).
В 1926 году польское правительство конфисковало пахотную землю и здание воскресной школы. А после войны уже советская власть отобрала у прихода дома для настоятеля и диакона. Далее по рассказам местных жителей в 1915 году перед наступлением немцев из храма были вывезены ценные предметы в Россию. Среди вывезенного были 2 серебряных и один золотой напрестольные кресты, иконы в ценных окладах, евхаристический набор, то ли позолоченный, то ли золотой, и другие вещи. Всё это сгинуло в хаосе революции в России.
Ещё один факт из истории храма: в 1944 г. при штурме деревни сов. войска обстреливали деревню катюшами. Начался сильный пожар, все дома сгорели. Огонь дошел до деревянного храма и остановился. Из всей деревни уцелел храм и кирпичный дом настоятеля, вся остальная деревня сгорела дотла.
В советское время храм не закрывался. Функционирует до сих пор. Периодически делается внешний и внутренний ремонт. Облачения и утварь имеются в достаточном количестве.

История Спасо-Преображенской церкви (с момента основания - нач. XX в.).

(Гродненский район, деревня Комотово)

 

Комотовская Спасо-Преображенская церковь, размещенная над самым Неманом в достаточно живописном месте, предрасполагающем к общению духовному была перестроена вместо старой церкви, месторасположение которой затерялось в буднях истории. Косвенные упоминания о старой церкви относятся к 16 октября 1844 г. Согласно им храм находился в ветхом состояний. Сохранились только скудные описания, в которых говорится, что строение было сделано из дерева и крыто соломенной крышей. На крыше размещался железный крест, размеры которого составляли: длина - 18 аршин и ширина 10 аршин (1 аршин = 0,71 м.).

Новая церковь была заложена в 1847 году на деньги, собранные прихожанами, а также при активном финансовом участии князя Четвертинского - потомка одного из знатных шляхецких родов Беларуси. Исходя из мероприятий правительства Российской империи по возрождению православия в Западном крае, предполагалось, что постройка храма осуществится в кратчайшие сроки. Однако, вследствие того, что постройка осуществлялась без соответствующего плана, который был составлен и утвержден только в 1850 году и бумажной волокиты, которая заморозила весь проект на некоторое время, окончание строительства и освящение нового храма состоялось только 7 октября 1851 года. Именно эту дату можно считать начальной в летописи Комотовской Спасо-Преображенской церкви.

Документальные материалы, относящиеся к истории храма, весьма скудны. В основу данной работы главным образом легли документы, находившиеся до недавнего времени в храме, ряд польских докуметов, а также Гродненские Епархиальные ведомости за 1902, 1903 годы, которые удалось отыскать в НИАБ г. Гродно.

Согласно плану 1850 года, строение имело следующие размеры: длина -29,5 аршина, ширина - 13 аршин, высота до креста - 6,5 аршина. Данный план содержал также сведения о штате храма, строениях и землях принадлежащих нему. По свидетельствам местных жителей, церковь была построена на фундаменте амбара, который принадлежал вышеупомянутому князю Четвертинскому. Согласно первоначальному плану храм представлял одноапсидное здание без куполов и колокольни, которые были заменены деревянной башенкой, размещенной над входной дверью. На верху этой башенки был закреплен деревянный, по концам обитый жестью крест. Внутри ее была колокольня, в которой висели три колокола, общий вес которых составлял четыре с половиной пуда (1 пуд = 16 кг.).

Из Главной описи Комотовский Спасо-Преображенской церкви известно, что ее стены и потолок были деревянными, крыша гонтовая, крест деревянный по концам обитый жестью, пол кирпичный. Только под алтарем и утварью пол был деревянным.

Изучив книги прихода и расхода денежным сумм храма, можно сделать вывод, что наличие храма было востребовано местными жителями. Об этом свидетельствуют размеры кружечных и кошельковых сборов, продажи свеч в 1852 - 1864 годах, а также численность населения деревень, приписанных к приходу храма. Данные сведения отражены в таблице 1.

Таблица 1. Численность населения деревень, приписанных к храму

 

Название деревни Численность домов Мужского населения Женского населения Расстояние до храма (в верстах*)
Александрово 5 46 65 2
Витьки 14 100 103 2
Горны 26 157 155 2
Жарословка 64 298 331 6
Комотово 20 93 117 При церкви
Курпики 17 90 107 4
Мигово 11 46 65 2
Огородники 15 75 94 1
Плавы 22 102 113 4
Пужичи 15 78 88 1
Сивково 23 163 132 7
Приписные деревни
Копцы 6 18 20 7
Обухово 90 185 215 3
Саволевка 112 220 232 7
Итого в приходе 440 1653 1792

* 1 верста = 1554,6 м.

Свой первозданный вид церковь сохраняла недолго. Уже в 1853 году на ассигнованные правительством деньги она была вновь перестроена. В материалах сметы на починку церкви, утвержденной 25 июня 1864 года, указывается , что храм перестраивался капитально. Старый ветхий гонт на крыше ьыл заменен на новый, наружные стены были обиты новыми досками, оконные рамы, наличники, входные двери и полы были заменены и грунтованы. Все наружные части храма были окрашены масляной краской. Интересен тот факт, что колокольня, согласно смете, должна была находится отдельно от храма. Причины, повлиявшие на изменение плана, не указываются. Месте с колокольный на крыше были застроены и купола, которые были покрыты жестью и окрашены. Ремонт, согласно смете, обошелся в 1315 руб. 81 коп.

После данного капитального ремонта храм был освящен Преосвященным Игнатием Епископом Брестским 31 октября 1865-го года.

Очередной капитальный ремонт храма состоялся в 1892 году на местные церковно-приходские средства на сумму 1710 рублей 38 копеек. К сожалению, более конкретных сведений о ремонте 1892 до нас не дошло. Это был последний ремонт храма в дореволюционное время.

В непосредственной близости от храма имелись также и строения принадлежащие служителям церкви, но их застройка началась только с 1872 года. Если соотнести постройки принадлежавшие причту, то получится следующая конфигурация: священнику принадлежали: хлебный и скотский сарай, построенные в 1872 году: каменный погреб, деревянный жилой дом, постройки 1900 года. Для псаломщика был сооружен в 1872 году хлебный деревянный сарай. Ему также принадлежали деревянный дом, состоящий из трех комнат и кухни, который был построен видимо еще в 50-60-е годы XIX в. и отремонтированный в 1886 году; амбар, каменнный погреб, деревянный скотский сарай, построенные в том же году.

Все причтовые здания размещались на церковной земле и были сооружены на церковно-приходские средства.  1886 года построены за счет владельцев имений, находящихся в район прихода. Вероятно, одним из них был купец Лапин, который фигурирует в смете. Все вопросы, касающиеся церкви находились под патронатом государства. Поэтому церковное имущество было застрахвано в Первом Российском страховом обществе на сумму 3400 рублей.

В 1892 г. построен дом сторожа, расположенный возле церкви.

Таким образом, приведенные выше данные о недвижимом имуществе, количестве деревень и населения, входящих в состав прихода, дают возможность сделать вывод о необходимости посторйки нового храма который был воздвигнут в селении Комотово.

Иконостас, иконы и подсвечники

Иконостас, как и сам храм, переделывался как минимум один раз. Сведений о нём до 1865 года, не сохранилось. Однако, в вышеупомянутой смете от 1864 года в статье №3 говорилось, что старый иконостас был изготовлен и заменен на новый столяром, имя которого не указано.

Интересен тот факт, что теперешний иконостас практически ничем не отличается от иконостаса 1865 г. Изменения просматриваются лишь в тех местах, где на месте икон остались пустые места, закрашенные краской.

Дощатый иконостас состоял из царских врат столярной работы, отображавших крест в огне, оконечности которого были позолочены. Сам крест был оклеен позолоченной бумагой. На царских вратах имелись крупные иконы, которые были расположены в поперечниковых дверьковых позолоченных деревянных рамах. На одной из них изобажен Архангел Гавриил(1), на другой Пресвятая дева(2), а на двух других изображены четыре евангелиста(3). Над вратами находился круглый образ Тайной вечери в деревянных рамах(4), имеющий в поперечнике 12 вершков (1 вершок = 4,4 см.). Над образом Тайной вечери на деревянном полукруге сделан из дерева и позолочен шар. На нем укреплен деревянный по концам позолоченный крест.

По правой стороне царских врат была расположена в деревянных рамах икона Спасителя, писанная на дереве(5), высотою 1 аршин, а шириною 13 вершков. Под ним находился список 12 важнейших праздников (6) высотой 16, а шириной 13 вершков без рам.

По левой и правой стороне царских врат имелись изображения Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом (7), ниже по аналогии находился образ преображения Господня (8) без рам высотой 12, а шириной 8 вершков.

Южная дверь была покрашена кистевой краской. На ней была помещена икона архидьякона Стефана (9), писанная на холсте в деревянных рамах высотою 1,5 аршин, шириной 1 аршин.

По левой стороне южной двери находилось изображение Спасителя (10), писанное на дереве масляною краскою в позолоченных деревянных рамах высотой 2, а шириной 1 аршин, 10 вершков.

Северная дверь была такая же, как и южная. На ней образ архидьякона Михаила (11) во всем соответствующий образу, находящемуся на южной двери.

Дальше за дверью находилась икона Иверской Божьей матери (12) тканая на холсте в позолоченных деревянных рамах высотой 2 аршина, шириной 1 аршин 4 вершка.

За престолом находился образ Преображения Господня, писанный на холсте масляной краской в деревянных рамах высотой 1 аршин 12 вершков, шириной 1 аршин 8 вершков. Под ним икона Святой Троицы высотой 1 аршин в ширину 4 вершка в позолоченных деревянных рамах, писанная на холсте масляной краской.

Иконостасов и икон в прочих местах храма не имелось. Но при крипосах размещались две хоругви, писанные на сукне зеленого цвета масляной краской. Одна из них содержала изображения воскресения Господня и чудотворца Николая, а другая Божью матерь с младенцем Иисусом и крещение Господне. Имелись также две клеенчатые хоругви при деревянных столбах, поддерживающих балки и потолок. Данные хоругви содержали те же иконы, что и при крипосах.

Подсвечников в храме имелось: 2 по 8 фунтов, 2 на престоле по 5,5 фунтов, 1 подсвечник на жертвеннике 1 3/4 фунта, 2 подсвечника, купленные в 1881 году, 2 подсвечника, приобретенные в 1892 году.

Земельные угодья.

Земельные угодья, которыми обладала Комотовская церковь, были обширны и предназначались для использования в разных целях. Одновременно с утвержденіем плана на строительство храма в 1850 г. ыл утвержден план земельных угодий. Всего на середину XIX в. церкви принадлежало 125 десятин 1850 квадратных сажень разных земель ( 1 десятина = 2400 кв. Сажень или 1.0925 га). В том числе: под строениями, двором, и огородом 1260 кв. сажен, под церковью и кладбищем 3 десятины 432, 5 кв. сажен, пахотной земли в трех сменах 47 десятин 2306 кв. сажен, сенокосного луга 1932 кв. сажени, кустарников и зарослей 2 десятины 410 кв. сажен, пастбищ и выгонной земли 11 десятин 910 кв. сажен, неудобной земли 21 десятина 2319,5 кв. сажен. Все земли, пожалованные в распоряжение храма, принадлежали князю Святополк-Четвертинскому.

Общая площадь земельных угодий не изменялась вплоть до конца 19 века. Только 8 августа 1895 года за постановлением за № 8595 Литовской духовной консистории под постройку в селе Комотово церковно-приходской школы были отведены 600 квадратных сажень земли. Ввиду несистематичности документов весьма трудно дать характеристику роста угодий, принадлежащих церкви. Известно лишь, что к 1913 году общая площадь земель сократилась до 124 десятин 1141 квадратной сажени. Эта цифра фигурирует и в документах 1914 года.

К сожалению, сведения о качестве земель относящиеся к XIX в., в документах церкви отсутствуют. Однако, судя по данным начала XX века (1913 и 1914 гг.), качество земли оценивается как ниже среднего. Она характеризуется как песчаная и малоурожайная. Тем не менее, имеющиеся данные толлько подтверждают суждение о том, что наличие храма в данной местности было востребовано не только самим населением, но и находилось в интересах Литовской духовной консистории, всячески поддерживающей развитие Комотовского прихода.

Финансовые дела церкви

О денежных делах храма достаточно полные сведения содержит «Книга на записку прихода денежных сумм и капиталов Литовской епархии, для Коматовской церкви Гродненского благочиния» выдаваемая Литовской духовной консисторией. В ней четко просматриваются основные и периодические виды доходов. К основным источникам дохода церкви можно отнести средства, получаемые ежемесячно от кружечных и кошельковых сборов и продажи свеч. К периодическим - сборы денег с крестьян деревень, принадлежащих к данному приходу, поступления из государственной казны частные пожертвования, которые, как правило, делалаи состоятельные люди прихода.

В подтверждение всего вышесказанного можно привести некоторые выписки из вышеупомянутой книги прихода денежных сумм.

“Жидомлянским Волостным Правлением от 7 марта 1886 года за №533 прислано шестьдесят девять рублей и девяносто коп. на ремонт церкви, собранных с крестьян, Комотовского прихода, входящих в состав сей волости”.

“Вертелишским Волостным Правлением от 7 марта 1886 года за №125 прислано девять рублей и двадцать коп., взысканных с крестьян деревни Сивкова на содержание церкви за 1885 год ”.

“Горницким Волостным Правлением при отношении от 11 июня 1886 года за №237 препроважено восемнадцать руб. и тридцать пять коп., взысканных с крестьян деревень Витьки и Горнов на ремонт Комотовский Преображенской Церкви 1885 год ”.

“Крестьянского села Коматова Софией Алексеевной Сидорчук пожертвовано на нужды церкви десять рублей”.

Помимо поступления, денежные средства также уходили из храма. Ежегодно из кружечных сборов разного наименования выплачивались денежные суммы по следующим статьям:

“На сооружение и украшение церквей внутри империи и за границей;

На споможение Православному духовенству;

В пользу православных церквей и школ в Западном крае;

На восстановление Православия между язычниками Империи;

На пользу Иерусалимской Церкви и Св. Гроба Господня;

В пользу церковно-приходских школ Литовской Епархии”.

Закупались также продукты и вещи, необходимые для совершения молебнов, богослужений, ведения учетов и записей разного характера. В книге расхода денежных сумм упоминаются 3 магазина, в которых осуществлялась  закупка всех товаров. Это магазин купца 2-й гильдий Ивана Муравьева, магазин Мухина, сведения о котором отсутствуют и магазин письменных принадлежностей, который принадлежал, вероятно, епархии. Четкое представление о перечне товаров, закупаемых в данных магазинах, дают следующие записи.

“В магазин Муравьева уплочено:

  1. за 1 п. 27 ф. восковых свеч сорок рублей и двадцать коп.

б) за 1/4 ведра красного вина два рубля

в) за 20 ф. муки на просфоры один руб. сорок коп.

г) за 2 ф. деревянного масла семьдесят две коп.”

 

“В магазин Мухина уплочено

а) за Илитон один руб.

б) за 4 ф. ладону один руб. Восемьдесят коп.

в) за 22 ф. восковых свеч тринадцать руб. и двадцать коп.

г) за 1/2 пуда муки на просфоры один руб. сорок коп.

д) за 4 ф. лампадного масла один руб. сорок коп.

е) за пару мельхиоровых подсвечников о трех свечах каждый на престол одинадцать руб.

ж) за один подсвечник мельхиоровый не жертвенник два рубля.

По сим статьям тридцать два рубля и восемьдесят коп.”

 

“В магазин письменных принадлежностей уплачено за 1 1/2 стопы бумаги для чистописания два рубля десять коп., за 10 грифельных досок один рубль.; за 10 грифелей десять коп.; за 1 коробку стальных перьев шестьдесят коп.; за 1 дюжину ручек двадцать коп.; за 1 бутылку чернил двадцать пять коп. для церковно-приходской школы - всего, четыре рубля двадцать пять коп”.

 

Часть денег, хотя и незначительная, уходила на приобретение мебели у местного населения и оплату работ по ремонту как самого храма, так и предметов, принадлежащих церковнослужителям. Записи данного характера прослеживаются отдельной чертой. Например:

“Крестьянину деревни Курпиков Давиду КУрпику уплочено за шкаф для хранения церковных сосудов пятнадцать руб. И за деревянный столик под плащаницу со стекляною крышкою семь рублей”.

 

“Крестьянину села Комотово Каллинику Николаеву Пузине уплочено четыре рубля за постановку креста на Куполе Комотовской церкви, сломанного бурею с 12 на 13 ноября ночью”.

 

“За смолу для смоления лодки уплочено семьдесят пять коп.”

 

Периодически уплачивались деньги в редакций “Литовских Епархиальных Ведомостей” и журнала “Проповеднический листок”, а также переплетчикам за переплет Литовских епархиальных ведомостей за разные годы.

Все вышеуказанные материалы говорят об достаточном финансировании, которое осуществлялось разными способами и способствовало полноценному функционированию Комотовского прихода во второй половине XIX в.

Приписные кладбищенские церкви.

 

Кроме Спасо-Преображенской церкви на территории Комотовского прихода функционировали еще несколько церквей, имевших статус кладбищенских: Жарославская, Комотовская кладбищенские и Понемонская приписная церковь. Данные храмы выполняли роль скорее локального характера, богослужения в них происходили в строго установленные дни, либо по случаю кончины жителей деревень, в которых находились упомянутые храмы.

Жарословская кладбищенская церковь, размещенная на кладбище около самого Немана, была построена из дерева в 1797 году и имела следующие размеры: высота 12,5 аршин, ширина 12  1/4 аршин. Первоначально крыша на храме была соломенная. Купала и колокольня на храме отсутствовали. Имелся лишь железный крест. Учитывая тот факт, что отопление в данном храме отсутствовало, были сделаны 2 входа: главный и боковой. Главный вход, состоящий из 2 больших деревянных дверей, использовался в теплое время года. Боковой вход, размещенный с левой стороны храма и состоящий из небольшой деревянной двери, использовался преймущественно в  зимнее время. ПРестол в ней один во имя Рождества  Пресвятая Богородицы (8 сентября). Жертвенник также один, который, как и престол, был сделан из дерева.

Ремонтировалась церковь как минимум 2 раза, о чем свидетельствуют описания церкви за разные годы. К сожалению, сведения о первом ремонте и о годе его проведения отсутствуют.

Известно лишь, что ветхая соломенная крыша была заменена на гонтовую. Второй ремнот состоялся в 1892 году на средства местного Жарославского братства и частные пожертвования на сумму 571 руб. 67 коп. В результате ремонта старый старый гонт на крыше был заменен, а стены перекрашены и окрашены.

Комотовская кладбищенская церковь была построена в 1860 г. на средства прихожан Спасо-Преображенской церкви. Как и все предыдущие, она была сделана из дерева, обита досками и окрашена масленой краской. Крыша на ней была гонтовая. В дореволюционное время храм ремонтировался один раз в 1902 г. на средства прихожан и при особом участии приходского попечительства и братства на сумму 550 руб.

Престол в данном храме был один в честь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуса (30 января).

Понемонская приписная церковь была построена из дерева в 1706 г. История данного храма интересна тем, что превоначально это был костел, принадлежащий католической церкви. Только в июне 1868 г. стараниями местных жителей и прихожан Комотовской Спасо-Преображенской церкви здание было ремонтировано и переделано в православную церковь. Очередной ремонт храма, на который было затрачено 195 руб. 50 коп., состоялся в 1898 г. на средства прихожан Комотовской церкви.

Престол был один в честь святых апостолов Петра и Павла (29 июня).

Согласно плану, составленному в 1878 г. при храме имелись земли: под церковью и усадьбой 1200 кв. сажен, пахотной земли 16 десятин 1440 кв. сажен, сенокосной земли 1300 кв. сажен, под кустарниками и зарослями 1 десятина 1620 кв. сажен, непригодной земли 1640 десятин - всего 20 десятин.

Имелась возле церкви и деревянная часовня. Снаружи она была обита досками, крыта железом и окрашена масляной краской. Изнутри же стены были оштукатурены и расписаны.

Церковно-приходские школы

Во второй половине XIX в. одними из распространенных учреждений, где можно было получить начальное образование в сельской местности, были школы, находящиеся при церквях.

Это так называемые церковно-приходские школы и церковные школы грамоты, которые давали начальное образование. На территории Комотовского прихода школ такого типа насчитывалось 5: 3 церковно-приходские  одноклассные школы (Комотовская, Жарославская, Курпико-Плавская) и 2 церковные школы грамоты (Сивковская и Горновская). Сведения о данных школах представлены в таблице 2.

Школа Расположение Преподаватели Кол-во учеников
Комотовская церковно-приходская одноклассная школа Открыта в 1898 г. в каменном доме, содержалась на средства Епархиального училищного совета Протоирей Александр Неккрасов (Закон Божий), псаломщик Платон Карпович (церковное пение); усительница Вера Юзвюк (остальные предметы) 58 мальчиков 8 девочек
Жарославская церковно-приходская одноклассная школа Открыта в 1901 г. в съемном доме, содержалась на средства Епархиального училищного совета Протоирей Александр Некрасов (Закон Божий); Иван Белуга - крестьянин деревни Локша (остальные предметы) 25 мальчиков 7 девочек
Курпико-Плавская церковно-приходская одноклассная школа В деревне Курпики открыта в 1901 г. в съемном доме, содержалась на средства Епархиального училищного совета Протоирей Александр Некрасов (Закон Божий); Петр Лазовский - крестьянин деревни Пруды (остальные предметы) 23 мальчика 10 девочек
Сивковская церковная школа грамоты Передвижная, содержалась на средства местного населения Степан Хартовский - крестьянин деревни Курпики(преподавал все предметы) 22 мальчика 2 девочки
Горновская церковная школа грамоты В съемном доме, содержалась на средства местного населения Иван Бракало - крестьянин деревни Горны (преподавал все предметы) 38 мальчиков

Начало занятий в школах Комотовского прихода всецело зависело от осенней погоды. Начинались они, как правило, с наступлением холодов, т.к. до этого времени дети были заняты выпасом скота. На протяжении учебного года также могли возникать перерывы, которые случались в результате эпидемических болезней (кори, тифа и др.), сильных холодов (быстро заканчивались дрова для отопления школы).

Данные неблагоприятные для обучения условия влияли на успеваемость учеников. В дополнение к ним можно добавить условия бытового характера: в большинстве школ не хватало места, отсутствовала надлежащая школьная мебель. Сказывалось также и материальное положение учеников - с наступлением холодов многие из них пропускали занятия из-за отсутствия теплой одежды и обуви, либо по болезни.

Предметы, изучаемые в школах данного типа, подразделялись на две группы. Закон Божий, церковное пение, церковно-славянское чтение, счисление, русский язык, гимнастика выступали как обязательные предметы. Ко второй дополнительной группе относились: отечественная история, география, уроки по рукоделию. Стоит отметить, что в школах Комотовского прихода изучались только обязательные предметы. Это обуславливалось разными причинами, которые заключались как в отсутствии преподавателей, нехватка которых остро ощущалась во второй половине XIX в. Штат преподавателей насчитывал в лучшем случае 3-5 человек, но чаще один человек преподавал все предметы, т.е. учил тому, что знал сам. Тем не менее, в школах Комотовского прихода, особенно в Комотовской церковно-приходской школе преподавание велось на высоком уровне. Подтверждение данному факту можно отыскать в газете «Гродненские епархиальные ведомости» за 1902 г., где дочь умершего священника, учительница Вера Юзвюк отмечается «как учитель, которая со всем усердием и любовью отдавалась великому и святому делу учительства». Но в то же время, уровень преподавания материала в тех школах, где должности учителей занимали крестьяне, отмечается как недостаточный.

В «Гродненских епархиальных ведомостях» за 1902 г. отмечается также, что по церковному пению и русскому языку достигнуты «отлично хорошие успехи», а по счислению уровень знаний учеников оценивается как «слабый». Об надлежащем уровне преподавания свидетельствуют также статья в газете «Гродненские епархиальные ведомости» за 20 октября 1902 г. В ней говорится, что согласно постановлению Гродненского епархиального училищного совета учителям Комотовской церковно-приходской школы за хорошую подготовку к выпускным экзаменам в 1901 г. ассигновано 10 рублей. Но, несмотря на достижения преподавателей отдельных школ, уровень образованности по Гродненской губернии во второй половине XIX в. оставался низким. Сновная масса сельского населения не умела ни писать, ни читать.