8 сентября 1943 года в лесу около д. Соломенка были расстреляны ее мирные жители, большинство из которых - дети. После войны все жертвы этой жуткой трагедии были перезахоронены в д. Новосёлки.
Согласно историческим сведениям историко-краеведческого музея «Спадчына», который создан в Новосёлковской базовой школе, карательный отряд фашистов внезапно напал на деревню 8 сентября 1943 года. Были арестованы пять семей: Валентины Горчековой, Иосифа Круковского, Михаила Чекеля, Михаила Януцевича, Екатерины Шубзды, а также Елена Головня. Поводом для ареста и дальнейшей расправы с ними послужили разные причины: кого-то обвинили в собраниях молодежи в доме, кого-то в том, что обеспечивали продуктами, прятали в своем доме партизан, держали с ними связь, пели запрещенные песни… В тот же день 26 человек были расстреляны и захоронены в лесу недалеко от деревни. Их выдали два местных жителя Леваневский и Бурницкий. Позже они были убиты парнями из д. Соломенки.
Об этих трагических событиях можно узнать из воспоминаний местных жителей.
Войну Евгения Ивановна Бондарович встретила в деревне Новики Гродненского района, которая находится в 2 км от деревни Соломенка. Росла она в большой семье: родители воспитывали шестерых детей, когда началась Великая Отечественная, ей было девять лет. Сейчас Евгении Ивановне 92 года.
Самым страшным воспоминанием о войне для Евгении Ивановны остается тот самый сентябрьский день 1943 года. Весть о том, что в Соломенке расстреляли мирных жителей, до Новиков долетела молниеносно.
«– Бабушка жыла тады з намі, у Новіках, калі даведалася, што яе родных – сям’ю Чэкель – расстралялі разам з другімі аднавяскоўцамі. Мама казала, немцы прыехалі с самага ранку, абступілі вёску. Па спіску забіралі з хатаў людзей, зганялі да старасты. Там яны, бедненькія, чакалі сваёй канчыны. У хвайнячку выкапалі яму, прыгналі туды ўсіх – мужчын, бабаў, дзетак… 25-гадовая Маня, наша сваячка, расказвалі, бегала вакол ямы, плакала. Прасіла, каб лепш забралі ў Германію на работы, але хто яе паслухаў. Нікому не было пашчады. Людзі плакалі, вішчалі… Мая хросная, маміна дваюрадная сястра, прытуліла сыночка да сэрца, захіліла кажушком. Яму ўсяго два годзікі было. Дзеткі, можа, не разумелі, што рабілася».
Жители деревни рассказывали, что после расстрела у немцев все сапоги были в крови. Они топтали людей сапогами в яме, добивали тех, кто был ранен. А потом закопали. От боли разрывалось сердце, в горле стоял ком от подступающих слёз и бежал мороз по коже, было ужасно и страшно.
После расстрела немцы вновь вернулись в деревню и стали выносить всё из тех домов, чьи семьи были расстреляны. Забирали пожитки, курей, одежду, вынесли всё под чистую.
Почему немцы расстреляли жителей белорусской деревни Соломенка? Одной из причин расстрела Евгения Ивановна назвала, что деревенские мальчишки залезли на чердак одного из домов в поисках яиц, но обнаружили партизана и раненого летчика. Кто-то донес старосте… За связь с партизанами были расстреляны мирные жители деревни.
Из воспоминаний Евгении Ивановны: когда в деревне появились фашисты, в школе они разместили немецкий штаб. Всех заставили ходить на работу в поле. Евгения Ивановна вспоминает, как мама им собирала на обед бутылку молока и яйца. В поле нужно было сажать рассаду, пропалывать, а затем убирать урожай. В надсмотрщиках был немец-инвалид с одной ногой на коляске. Все старались сажать аккуратно: если немец мог вытащить саженец рассады, им доставалось от него.
Однажды ночью на деревню налетели самолёты и осветили всю деревню светом, началась стрельба. А мама, схватив детей, побежала в картофельное поле, все легли в борозды и, пока всё не затихло, так и лежали.
Ещё одно яркое воспоминание Евгении Ивановны о поступке соседа, о котором она вспоминает с благодарностью и по сей день. Когда был собран личный урожай зерна и сложен в амбар с несколькими соседями, немцы пришли забирать урожай. Но сосед не побоялся выйти и сказать, что это зерно не их, а людское, не фашистское. Что удивительно, немцы его послушали и не стали забирать урожай. Рискуя своей жизнью, сельчанин все-таки спас урожай, чтобы не остаться без хлеба.
В 1965 году, чтобы отдать дань памяти и уважения погибшим землякам, односельчане и работники колхоза имени Ленина возвели обелиск. В 1979 году остатки погибших были перезахоронены в д. Новосёлки, а в 1989 году в этом месте был установлен новый памятник.
Застыв в неутешительном горе, бронзовый силуэт женщины выражает скорбь и, кажется, вглядывается в надписи на обелиске, где увековечены мирные жители д. Соломенки.